m@ds293.ru
  +7 (351) 264-70-45

С учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» с 01.09.2013 года детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Одним из основных требований ФГОС является взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

 

 В последние годы, как утверждают педагоги ДОУ, многие родители самоустранились от участия в детсадовской жизни ребёнка и его развития. Мол, в садике ребёнка учат, развлекают, развивают, а дома мы отдыхаем. Да и вопросы воспитателям задают в основном: «Как он кушал?»

 В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском саду – упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам.

В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемых одним взрослым.

 В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата.

В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцированно и имеет целью достижение запрограммированных результатов.

На основании вышесказанного можно предположить, что семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга в случае отсутствия противоречий в ценностных и мировоззренческих установках. Подобные противоречия возможны.

В большинстве случаев цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают получить по окончании детского сада одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Казалось бы, существуют значимые предпосылки для объединения усилий ДС и семьи в общем для них деле. Тем не менее, примеры продуктивного взаимодействия семьи и детского сада пока достаточно редки.

В большинстве случаев сотрудничество сводится к мероприятиям наподобие праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», к эпизодическому участию родителей в субботниках, материальной помощи и др. Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи лишь косвенно  связано с основной целью обоих социальных институтов, которая заключается в воспитании и образовании детей.

 Причин, препятствующих сотрудничеству современного российского детского сада и родителей несколько.. Как мы уже говорили, большинство современных родителей осознают важность образования ребенка в дошкольном детстве. Но при этом типичный родитель принимает очень незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. Перейти от общих рассуждений к практическим действиям им мешает несколько причин.

 Не понимая механизмов развития ребенка, родители не прилагают усилия для его осуществления или направляют их не в том направлении. Большинство не стремятся осмыслить данную проблему, а ошибочно считают развитие ребенка спонтанным процессом, дополненным механическим подражанием ребенка взрослым.

В силу представлений о самопроизвольности развития они не придают значения ни собственной роли в этом процессе, ни вкладу детского сада, куда они передают ребенка при отсутствии других вариантов.

При попытке сформулировать цели и результаты развития ребенка, того, что он хочет получить от детского сада, среднестатистический родитель в своих рассуждениях неизбежно приходит к совокупности конкретных знаний, умений и навыков. Когда ожидания не оправдываются, родители начинают относиться к детскому саду как к «камере хранения» детей, которая позволяет им работать и заниматься личными делами. Как мы упоминали выше, во многом подобное пренебрежительное отношение оправданно. Несмотря на все усилия педагогов, имеющихся ресурсов недостаточно для полноценного развития детей.

На законодательном уровне перечисленные выше проблемы призван решить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 9 (далее – закон «Об образовании») и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС). В свою очередь, ФГОС включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения.

Для обсуждения интересующих нас вопросов принципиально важными являются изменения в содержании Закона «Об образовании» касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами. Теперь, в Законе об образовании предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль отводится семье.

В ст. 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает насущная необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного взаимодействия.

Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 Закона об образовании, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Общеизвестно, что современные родители с момента рождения ребенка, в период младенчества и раннего детства испытывают ряд трудностей и потому остро нуждаются в помощи специалистов, но далеко не всегда своевременно ее получают. В результате отмечаются отклонения в психофизическом развитии детей. Много проблем у родителей возникает и в дошкольном детстве. Известно, что снижение эмоциональных контактов с детьми или их чрезмерная интенсивность, отсутствие безусловного приятия ребенка, неверие в его способность быть самостоятельным, чрезмерная тревога, предъявление ребенку завышенных требований без учета его реальных возможностей и т.п. неблагоприятно влияют развитие ребенка.

Таким образом, вариант непосредственного участия родителей в образовании детей представляется нам более естественным.

Технически он заключается во включении родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом. Рассмотрим возможность реализации подобного варианта более подробно. Как мы уже говорили, большинство родителей детей, посещающих детский сад, заинтересованы в их развитии. Но они не в состоянии сформулировать цели и способы осуществления дошкольного образования. Как показывает практика, различная разъяснительная работа в форме лекций и семинаров, которая должна способствовать, казалось бы, осознанию данного вопроса, является малоэффективной. Учёные считают, что наиболее эффективным средством является практическая образовательная деятельность.

 

 Представители  обоих социальных институтов слишком долго действовали порознь, чтобы можно было рассчитывать на взаимопонимание уже на начальных этапах сотрудничества. Теоретической и практической разработкой данной проблематики занимается отдел дошкольного образования ФГАУ ФИРО(Федеральное государственное автономное учреждение Федеральный институт развития образования). Разработанные методики апробируются в рамках практической деятельности более пятидесяти детских садов, являющимися экспериментальными площадками института. О достигнутых успехах и возможных трудностях в реализации намеченного направления мы узнаем из других статей. 

С учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» с 01.09.2013 года детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

Одним из основных требований ФГОС является взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

 В последние годы, как утверждают педагоги ДОУ, многие родители самоустранились от участия в детсадовской жизни ребёнка и его развития. Мол, в садике ребёнка учат, развлекают, развивают, а дома мы отдыхаем. Да и вопросы воспитателям задают в основном: «Как он кушал?»

 В семье развитие ребенка происходит стихийно, а в детском саду – упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам.

В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемых одним взрослым.

 В семье развитие ребенка происходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата.

В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцированно и имеет целью достижение запрограммированных результатов.

На основании вышесказанного можно предположить, что семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга в случае отсутствия противоречий в ценностных и мировоззренческих установках. Подобные противоречия возможны.

В большинстве случаев цели и задачи семьи и детского сада совпадают. Обе стороны желают получить по окончании детского сада одинаковый результат: здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, который сможет успешно продолжить свое образование в школе.

Казалось бы, существуют значимые предпосылки для объединения усилий ДС и семьи в общем для них деле. Тем не менее, примеры продуктивного взаимодействия семьи и детского сада пока достаточно редки.

В большинстве случаев сотрудничество сводится к мероприятиям наподобие праздника «Папа, мама, я – спортивная семья», к эпизодическому участию родителей в субботниках, материальной помощи и др. Таким образом, сотрудничество детского сада и семьи лишь косвенно  связано с основной целью обоих социальных институтов, которая заключается в воспитании и образовании детей.

 Причин, препятствующих сотрудничеству современного российского детского сада и родителей несколько.. Как мы уже говорили, большинство современных родителей осознают важность образования ребенка в дошкольном детстве. Но при этом типичный родитель принимает очень незначительное участие в реализации подобного отношения на практике. Перейти от общих рассуждений к практическим действиям им мешает несколько причин.

 Не понимая механизмов развития ребенка, родители не прилагают усилия для его осуществления или направляют их не в том направлении. Большинство не стремятся осмыслить данную проблему, а ошибочно считают развитие ребенка спонтанным процессом, дополненным механическим подражанием ребенка взрослым.

В силу представлений о самопроизвольности развития они не придают значения ни собственной роли в этом процессе, ни вкладу детского сада, куда они передают ребенка при отсутствии других вариантов.

При попытке сформулировать цели и результаты развития ребенка, того, что он хочет получить от детского сада, среднестатистический родитель в своих рассуждениях неизбежно приходит к совокупности конкретных знаний, умений и навыков. Когда ожидания не оправдываются, родители начинают относиться к детскому саду как к «камере хранения» детей, которая позволяет им работать и заниматься личными делами. Как мы упоминали выше, во многом подобное пренебрежительное отношение оправданно. Несмотря на все усилия педагогов, имеющихся ресурсов недостаточно для полноценного развития детей.

На законодательном уровне перечисленные выше проблемы призван решить Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 9 (далее – закон «Об образовании») и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС). В свою очередь, ФГОС включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения.

Для обсуждения интересующих нас вопросов принципиально важными являются изменения в содержании Закона «Об образовании» касающиеся семьи и ее отношений с общественными образовательными институтами. Теперь, в Законе об образовании предусмотрено, что в решении сложных и многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль отводится семье.

В ст. 44 впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим возникает насущная необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного взаимодействия.

Если раньше педагоги ограничивались просвещением родителей, то теперь, как гласит ст. 44 Закона об образовании, «родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Общеизвестно, что современные родители с момента рождения ребенка, в период младенчества и раннего детства испытывают ряд трудностей и потому остро нуждаются в помощи специалистов, но далеко не всегда своевременно ее получают. В результате отмечаются отклонения в психофизическом развитии детей. Много проблем у родителей возникает и в дошкольном детстве. Известно, что снижение эмоциональных контактов с детьми или их чрезмерная интенсивность, отсутствие безусловного приятия ребенка, неверие в его способность быть самостоятельным, чрезмерная тревога, предъявление ребенку завышенных требований без учета его реальных возможностей и т.п. неблагоприятно влияют развитие ребенка.

Таким образом, вариант непосредственного участия родителей в образовании детей представляется нам более естественным.

Технически он заключается во включении родителей в целенаправленное образование своих детей наравне с детским садом. Рассмотрим возможность реализации подобного варианта более подробно. Как мы уже говорили, большинство родителей детей, посещающих детский сад, заинтересованы в их развитии. Но они не в состоянии сформулировать цели и способы осуществления дошкольного образования. Как показывает практика, различная разъяснительная работа в форме лекций и семинаров, которая должна способствовать, казалось бы, осознанию данного вопроса, является малоэффективной. Учёные считают, что наиболее эффективным средством является практическая образовательная деятельность.

 Представители  обоих социальных институтов слишком долго действовали порознь, чтобы можно было рассчитывать на взаимопонимание уже на начальных этапах сотрудничества. Теоретической и практической разработкой данной проблематики занимается отдел дошкольного образования ФГАУ ФИРО(Федеральное государственное автономное учреждение Федеральный институт развития образования). Разработанные методики апробируются в рамках практической деятельности более пятидесяти детских садов, являющимися экспериментальными площадками института. О достигнутых успехах и возможных трудностях в реализации намеченного направления мы узнаем из других статей. 

Последние новости

Важная информация

  • Переход на цифровое вещание

    Опубликовано: 15-05-2019
    Во исполнение письма администрации Центрального района г.Челябинска от 22.04.2019 № 01-29-47/19-0-0 по итогам рассмотрения вороса о подготовке к отключению аналогового сигнала и переходе на цифровое телевизионное вещание на территории  Челябинской области просим ознакомиться с информацией
    Подробнее 
  • Для родителей вновь поступающих детей

    Опубликовано: 13-05-2019
    Документы необходимые при приеме в ДОУ: - копия паспорта законных представителей ребенка; - копия свидетельства о рождении ребенка; - копия свидетельства о рождении других детей (если есть); - копия СНИЛС ребенка и одного из законных представителей ребенка; - копия свидетельства о регистрации по месту...
    Подробнее