m@ds293.ru
  +7 (351) 264-70-45

В современном мире способность к открытому творческому общению очень важна. Во времена стремительного развития общества люди нуждаются в гибкости и независимости мышления, вере в себя, возможности сомневаться и пробовать, меняться до тех пор, пока нужное решение не будет найдено. В условиях обновления образовательной системы и введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) значимость пытливой, быстрой, творческой мысли – залога здоровой социализации - особенно возрастает.

 

На основе данного утверждения возникает ряд вопросов. Что поможет ребёнку адаптироваться к требованиям времени? И каким образом наиболее эффективные способы развития креативности могут использоваться педагогом?

Ответ на поставленные вопросы находится в исследовании передового опыта признанных педагогов, деятельность которых в большей степени игра, чем урок. Именно игровое общение обладает выраженной вариативностью, непредсказуемостью поворотов, ситуаций, переменой ролей, обеспечивая как развитие креативности, так и социализации ребенка.

Создание поля общения, в котором игровая атмосфера находилась бы в приоритете, требует от педагога артистизма, высокой энергетической отдачи и профессиональной заинтересованности. В этой ситуации отлично работают законы резонансных технологий, когда педагог так увлечён, заразителен в своих эмоциональных проявлениях, что ребёнок не может не откликнуться, не присоединиться, не поймать энергию, импульсы педагога, оказавшись вместе на одной волне. Кроме того, педагогу нельзя допустить паузы между предложением деятельности и самой деятельностью. Ребёнка необходимо погрузить в происходящее до того как вмешается состояние неловкости. Важно не дать ребёнку испытать чувство неуверенности от неудач, психологически поддержать процесс детского творчества, что возможно непосредственно и естественно осуществить именно в игре. Дети с благодарностью откликаются на возможность такого общения.

Музыкальная игра рождается в раннем детстве в связи с исследованием окружающего мира: извлечение звука кухонных принадлежностей, ритмичное звякание ключами, звон прутьев забора от соприкосновения с деревянной палочкой. Это игрушки, помогающие понять, откуда и как рождается звук. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям радость, особенно если получается ритмично. Дети интуитивно стремятся к тем предметам, из которых самостоятельно можно извлечь звуки. С одинаковым успехом в роли инструмента может выступать и фортепиано и чайная ложечка. Путь в музыкальную импровизацию для детей лежит через самостоятельное общение с тем, что легко, с чем можно действовать сначала манипулируя, а затем комбинируя.

Игровой мир озвучен для ребенка простейшими инструментами, так называемыми звучащими предметами. Цель такой музыкальной игры - звукоподражание, которое имеет некий смысл: помогает интуитивно понять, что звук несёт содержание, что его можно интерпретировать, что музыка содержится во всём окружающем мире.

Если предложить ребёнку бубен, то инструмент непременно подвергнется изучению. Возникнет потребность проверить, откуда рождается звук. Ребенок станет звенеть, ударять по бубну, затем будет прыгать и бегать с ним. И всё это не молча, а что - нибудь выкрикивая с выражением радости и счастья на лице. Для детей такие игры – естественная потребность, а для педагога – средство воспитания интонационного и тембрового слуха, создание условий звукотворчества, развития звуковой фантазии, не говоря уже о развитии чувства ритма, и как итог - расширение возможностей ребенка, становление уверенности в себе, способствующей успешной социализации в будущем.

Желаемая трансформация игры становится возможной, если она, игра, превращается в интересное дело, повод к открытию новых знаний. В данном случае помогает использование элементарного музицирования, озвучивание стихов и сказок шумовыми инструментами в сочетании с игровой атмосферой, например, музыкальным теневым театром.

Шумовые ударные инструменты можно использовать с раннего возраста очень широко и разнообразно. Самое первое представление о выразительности тембров дети получат еще в младшем дошкольном возрасте, если попробуют озвучить сказку. Например, «Теремок».

Озвучивая сказку, полезно пропускать слова, обозначающие персонажей, используя только инструмент. Если обращать внимание на ритмичное озвучивание, то параллельно будут решаться такие обучающие задачи, как развитие чувства ритма и деление слов на слоги. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут инструменты. Подобные игры очень интересны и полезны, они развивают символическое мышление, воображение, реакцию память, и, конечно, закладывают импровизационное начало.

С детьми старшего дошкольного возраста возможно использование графических обозначений для различных инструментов, составление простейших партитур с фиксацией последовательности игры и динамики, общей фактуры. Таким образом музыкальная игра трансформируется в интеллектуальную, смысл которой уже в установлении связи между звуком и знаком. Для педагога это неоценимая методическая помощь, так как, используя графическое письмо можно разъединить два самых трудных для восприятия и осознания детьми параметра звука: высоту и ритм. Метод позволяет конкретно, доступно показать законы музыкальной грамоты. Впоследствии дети смогут самостоятельно придумывать символы, рисовать свои партитуры и озвучивать их.

Спонтанные игры со звуком можно проводить с дирижёром. Это позволит решать такие задачи как развитие навыков согласованных действий, становление социализации - умение подчиниться воле дирижёра, а также укрепления статуса ребёнка в группе - исполнение руководящей роли дирижёра.

Важное достоинство предложенного принципа работы: он позволяет реализовать творческое музицирование с группами детей всех степеней одарённости. Всем составом, независимо от дарований, так как каждый может получить задачу, соответствующую способностям.

Несмотря на очевидность важности обучающих компонентов ценность подобных игр не в результате, а в самом процессе игры и импровизации. Здесь не может быть правильных и неправильных вариантов. Важен не столько художественный результат, сколько сам творческий процесс и сопровождающее его психическое состояние защищенности, покоя. Элементарная музыка помогает детям изучить, исследовать мир и адаптироваться с помощью музыкально-творческой игры.

Таким образом, использование принципов элементарного музицирования в педагогическом процессе позволяет предусматривать содержание и формы организации детей, соответствующие возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики; обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; способствовать успешной социализации, предусмотренной ФГОС ДО.

Беломестнова Е.А., муз. руководитель МБДОУ ДС №293

Последние новости

Важная информация

  • Переход на цифровое вещание

    Опубликовано: 15-05-2019
    Во исполнение письма администрации Центрального района г.Челябинска от 22.04.2019 № 01-29-47/19-0-0 по итогам рассмотрения вороса о подготовке к отключению аналогового сигнала и переходе на цифровое телевизионное вещание на территории  Челябинской области просим ознакомиться с информацией
    Подробнее 
  • Для родителей вновь поступающих детей

    Опубликовано: 13-05-2019
    Документы необходимые при приеме в ДОУ: - копия паспорта законных представителей ребенка; - копия свидетельства о рождении ребенка; - копия свидетельства о рождении других детей (если есть); - копия СНИЛС ребенка и одного из законных представителей ребенка; - копия свидетельства о регистрации по месту...
    Подробнее